Главная » Статьи » Люди » Исследователи

Костелянец Б. О.
Костелянец 
Б.О.     Костелянец Борис Осипович (1912 - 1999)
Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ; т.3 / 1966 год)
КОСТЕЛЯНЕЦ, Борис Осипович (р. 19.XII.1912, Пинск) — рус. сов. критик, литературовед. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил филологич. ф-т ЛГУ. Начал печататься в 1937. Участник Великой Отечеств. войны. Автор книг: «А. С. Макаренко» (1954), «Творческая индивидуальность писателя» (1960), «„Педагогическая поэма" А. Макаренко» (1963), статей о совр. сов. писателях.
    Лит.: Добин Е., Новая книга об А. С. Макаренко, «Звезда», 1955, № 4; Морозова Н. А., Монография о творчестве А. С. Макаренко, «Вестн. ЛГУ», 1956, № 20; Горелов А., О книге и по поводу, «Сиб. огни», 1961, № 6; Тамарченко А., Индивидуальность критика, «Вопр. лит-ры», 1961, № 8.
   Б. И. Хотимский.

Издательство "Совпадение" (2011/05/13)
Борис Осипович Костелянец (1912—1999) закончил филологический факультет Ленинградского университета в 1937 году, прошел войну, пережил послевоенную «борьбу с космополитами», затем долгожданную «оттепель» и новые «заморозки». Блестящий педагог, он с 1961 года он преподавал в Ленинградском театральном институте (ЛГИТМиК). Много работал как литературный критик (книги и статьи о Ю. Тынянове, А. Макаренко, О. Форш, В. Пановой). Он автор классических комментариев к сочинениям Ап. Григорьева, И. Бунина, Ю. Тынянова.

"Глубоко не случайно он пришел к преподаванию и воспитал не одно поколение режиссеров, критиков, театроведов в Петербургской театральной академии. Преподавал он анализ драмы и теорию драмы, давал ощущение твердой почвы под ногами среди зыбей гуманитарной профессии. Он словно открывал шлюзы полноценного восприятия мира — мира, где все драматически связано со всем. Ни с чем не сравнимая фундаментальная школа, и можно понять режиссеров, на всю жизнь сохраняющих к нему огромную благодарность."
Надежда Tapшис. Вступительная статья к книге "Драма и действие. Лекции по теории драмы"

Петр Ильинский. Следы на бетоне. История одной литературной семьи
В журнале "Семь искусств". Номер 3(28) - март 2012

"Он автор различных литературоведческих сочинений. Из-под его пера вышли работы о советских писателях, о классиках XIX века, о мировой литературе. Его привлекали разные области литературы: поэзия, проза, драматургия, очерк. Одним из его излюбленных жанров был комментарий. Он — комментатор и автор вступительных статей к сочинениям Аполлона Григорьева, Ивана Бунина, Юрия Тынянова. Эти комментарии, написанные в 50—70-е годы, включаются в переиздания по сей день, оставаясь непревзойденными.

Он блестящий педагог, десятилетиями оттачивавший свое мастерство. Он работал в различных учебных заведениях, начиная со школьных классов. С 1961 года он преподавал на кафедре русского и советского театра Ленинградского театрального института (ЛГИТМиК). Студенты-режиссеры, попадавшие на его занятия на третьем курсе, воспринимали семинары по анализу драмы как некое откровение. Только здесь они начинали понимать, что театральное произведение зависит не от придумок режиссера и не от таланта актера, а от объективных законов, заложенных в драме, которые нужно научиться распознавать и реализовывать на сцене с помощью режиссерской и актерской индивидуальности. Студенты получали не готовые формулы, поражающие глубиной, а проблемы, которые ставит искусство и которые нужно учиться решать самому, идя вслед за текстом. Занятия поражали участников не столько глубиной, сколько очевидностью законов искусства, которые раньше казались непостижимыми.

Секрет педагогического успеха был прост. Борис Осипович Костелянец не учил, а учился сам. Ни один тезис не казался ему бесспорным, все нужно было подвергнуть сомнению и во всем найти истину. Это стремление к истине заставляло его пересматривать все свои достижения, постоянно находить новое в очевидных фактах. «Я расту», — отвечал он в тех случаях, когда ему указывали на изменение его позиции.

В начале 90-х годов, уже тяжело болея, он продолжал преподавательскую деятельность, и его можно было видеть перед лекцией внимательно вчитывающимся в тексты Лессинга, которые он, кажется, знал наизусть, и делающим выписки. Это означало, что на лекции он скажет что-то новое, только сейчас обнаруженное.

Качества педагога и ученого, филолога и философа, театроведа и театрального критика блистательно соединились в трудах Бориса Осиповича, посвященных теории драмы."
Вадим Максимов. «Поэтика» Бориса Костелянца: осознавание действия и обретение свободы.  Из вступительной статьи к книге "Драма и действие. Лекции по теории драмы"

В разделе сайта "Файлы" Вы можете скачать для ознакомления книги Бориса Осиповича Костелянеца "Драма и действие. Лекции по теории драмы" и "Мир поэзии драматической…"
Категория: Исследователи | Добавил: drugie-berega (31.08.2012)
Просмотров: 1425 | Теги: драма, театроведение, Костелянец, театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]