Главная » 2012 » Сентябрь » 5 » О доме Театра Европы. Историческая справка
15:01
О доме Театра Европы. Историческая справка
Перепост статьи Татьяны Гориной. ПТЖ
РУБИНШТЕЙНА, 18

Просмотреть увеличенную карту
Здание на улице Рубинштейна (б. Троицкой), 18, построенное по проекту академика архитектуры Г. Косякова, имеет богатую и разнообразную театральную историю. В ноябре 1911 ода здесь открылся Троицкий театр миниатюр, созданный Александром Фокиным, братом знаменито балетмейстера, де шли небольшие пьесы и фарсы. Первым художественным руководителем театра был А. Долинов, затем В. Раппопорт. Из числа известных драматических актеров в Троицком театре работали В. Топорков и Ф. Курихин. В 1917-18 годах помещение Троцкого театра арендовал режиссер Константин Марджанов, с приходом которого в репертуаре театра появились такие пьесы, как «Лекарь поневоле» Мольера, «Шлюк и Яу» Гауптмана, «Кающийся» Леонида Андреева. Марджанов не пытался менять жизнь театра в мелочах (по-прежнему представления давались в два сеанса, по-прежнему публика сидела в пальто, как в кинематографе), но он заразил всех духом высокого профессионализма. Два спектакля — «Саломея» Уайльда в «Ганнеле» Гауптмана — лучше всего выразили режиссерские поиски Марджанова в тот период. В роли Саломеи блеснула опереточная дива Н Тамара, показавшая себя великолепной драматической артисткой.

Троицкий театр просуществовал вплоть до 1922 года. Затем в его помещении открылся кинематограф с несколько необычным названием «Баба Яга» (или иначе — «Кино-Троицкий-Художественный»). Главным номером в программе кинематографа была сама «фильма» (как тогда говорили), а затем шел «дивертисмент», в котором исполнялись модные в те годы эксцентрические танцы, дуэты из оперетт, мелодекламации и романсы. Кинотеатр «Баба Яга» закрылся в 1926 году.

Позже в доме на Троицкой находит пристанище Театр сатиры, руководимый Д. Гутманом. В театре шли одноактные пьесы и обозрения. Завлитом и автором театра был сатирик В. Ардов. Начинал в этой труппе молодой, тогда еще малоизвестный Б. Бабочкин. Один из первых своих спектаклей (веселое обозрение «Пуприяки в Ленинграде») оформил здесь начинающий художник Н. Акимов. Работал в труппе и уже знаменитый тогда, приглашенный из Свободного театра, Леонид Утесов.

Кода Ленинградский театр сатиры переехал на Невский проспект, в доме на Троицкой разместился Театр пародии «Кривое зеркало». Он возник еще в 1908 году, по инициативе актрисы 3. Холмской, при Петербургском театральном клубе. Возглавлял «Кривое зеркало» блестящий критик, «рыцарь театра» А. Кугель. Театр был в основном литературным, выступавшим против ревизии классики, театральных штампов, отстаивающим художественный вкус, уважение к автору. Самым знаменитым спектаклем этого театра была «бессмертная» опера «Вампука» (на музыку В. Эренберга), дольше других удерживался спектакль под названием «Гастроль Рычалова» — блистательная пародия на гастрольные выступления трагика В. Папазяна. Наряду с пародийными спектаклями в театре «Кривое зеркало» шли пантомимы на темы из «Декамерона» Боккаччо в постановке Н. Фореггера. Песенки настроения исполняла обаятельная Ксения Куракина (мать кинорежиссера И. Авербаха). М. Понна и А. Каверзин выступали с акробатическими танцами. Театр «Кривое зеркало» создал и свой жанр — «жанр заседаний», например, «Торжественное заседание по вопросу о режиме экономии». Театр «Кривое зеркало» существовал до 1931 года, хотя после смерти Кугеля в 1928 году этот театр словно «утерял душу».

В конце 1928 года помещение на Троицкой передается Техникуму сценических искусств (ТСИ) как площадка для показа студенческих работ. В 1929 году здесь родился Молодой театр. Он возник из выпусков двух мастерских ТСИ: курса С.Радлова и курса В. Соловьева. Мастерская Радлова показала здесь «Близнецов» Плавта, а выпускники Соловьева — «Кинороман» Кайзера. Постепенно две мастерские объединились. «Соловьевцев» ввели в радловский спектакль «Похождения бравого солдата Швейка». А «радловцы» участвовали в постановке Соловьева «Конец аса» (о краскоме Пояркове). В начале 30-х годов труппа Молодого театра участвовала в спектаклях Радлова — «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Привидения» Ибсена, превратившись фактически в театр-студию под руководством Радлова. Здесь, в студийном братстве, начинали многие интересные актеры. Среди них И. Гошева и Б. Смирнов — будущие мхатовцы, Н. Вальяно — актер Ленакдрамы, В. Сошальская — актриса Театра им. Моссовета.

В последние предвоенные годы помещение на Рубинштейна, 18, становится базой Колхозно-совхозного передвижного театра им. Леноблисполкома под руководством П. Гайдебурова. Эстафету гайдебуровского театра подхватил Областной Малый драматический театр (открытый 6 ноября 1944 года), получивший в 1956 году стационар на улице Рубинштейна.
С тех пор здесь работали режиссеры Е. Шифферс, Г. Яновская, Ю. Дворкин. Возглавляли театр: Л. Юренин, Я. Хамармер, В. Голиков, Ю. Ермаков, Е. Падве. С 1984 года главным режиссером МДТ становится Л. Додин.
Просмотров: 958 | Добавил: drugie-berega | Теги: улица Рубинштейна, Додин, Марджанов, МДТ, история театра, Кривое зеркало, Радлов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]