Главная » Статьи » Люди » Исследователи

Алексей Вадимович Бартошевич
Алексей Бартошевич: "Я сентиментальный зритель"

Коллеги-театроведы называют его «Послом Шекспира в современной России», а восторженные студенты, в шутку - «Призраком отца Гамлета». Поздравления с 70-летием принимал 4 декабря 2009 года неутомимый исследователь творчества Шекспира, знаток театрального искусства с мировым именем, лауреат премии «Чайка» в номинации «Патриарх» - Алексей Бартошевич.

Рассказывают «Новости культуры»:

Шекспироведу трудно не быть англоманом. Английская поговорка «мой дом- моя крепость» - не звук пустой и для шекспироведа Алексея Бартошевича. Пусть каждый вечер он в театре, но после всегда на Казанский вокзал и домой, в поселок Кратово.
«Чаще всего просто еду на электричке, что конечно, утомительно, долго, - признается юбиляр. – От станции здесь идти минут двадцать, но я уже привык.Когда вокруг все грохочет, работать невозможно, а тут тишина».

Здесь его рабочий стол и библиотека. Англо- и русскоязычное театроведение и тот самый пятитомник, который мама принесла в дом, когда он мальчиком сломал ногу – первое знакомство с Шекспиром началось с этого Брокгауза и Ефрона. Но подлинная любовь к театру началась не с книг, а с живых впечатлений детства. Его Алексей Бартошевич провел в Московском художественном театре, где служили его отец и мать, бабушка и дед, легендарный актер Василий Качалов. «Хотели меня от театра как-то оттянуть, и дарили мне книги по зоологии, Брема…ан не вышло!», - смеется Бартошевич.

Уже студентом ГИТИСа он думал заняться историей МХТ. Но учитель, театровед Григорий Бояджиев рекомендовал взяться за Шекспира.
«И как-то втянулся, не только притерпелся к барду, но и глубоко его полюбил», - говорит Алексей Вадимович.
Плод этой любви – пять книг. И неистощимый интерес ко всем шекспировским постановкам. Он помнит и того «Гамлета» Питера Брука, которого привезли в Москву в 1955 году, и того, что Брук поставил уже в 2002. Профессионализм историка театра нечасто сочетается с живым чувством театра. Профессор Бартошевич – исключение: «Я сентиментальный зритель, и не злобный зритель…все надеюсь на какое-то сценическое откровение».

Откровения Алексей Бартошевич ищет не только у любимых Брука, Фоменко и Някрошюса. Какая-то сила заставляет его смотреть любые спектакли. Кроме того, он уже четверть века руководит отделом современного искусства Запада в Институте искусствознания и почти полвека преподает в Театральной академии. Живой пример идеальных качеств театроведа.
Блиц-характеристики от коллег говорят о многом. Роман Должанский, театральный критик: «Живость, радость, ироничность в сочетание с доброжелательностью и любопытством». Видмантас Силюнас, театровед: «Если перефразировать слова Просперо в «Буре», лучший из людей в науках и искусстве искушенный».Ольга Егошина, театральный критик: «Это, конечно, Уорик «делатель королей», один из немногих…И никогда не пытался занять трон».

На трон посол Шекспира в нашем отечестве, действительно, не претендует. Гораздо больше власти Алексей Бартошевич ценит свободу.

К юбилею на телеканале «Культура» вышла программа «Сладкий яд театра» в которой о нем рассказывают Сергей Женовач, Видас Силюнас, Марина Тимашева.



Источник: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=399086
Категория: Исследователи | Добавил: drugie-berega (19.02.2011)
Просмотров: 2573 | Комментарии: 2 | Теги: искусствоведение, Бартошевич, театровед, Шекспир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 drugie-berega  
0
Борис Любимов, ректор театрального училища им. М.С. Щепкина: «Это сочетание мудрости, глубины, иронии, глубокой укорененности в современности и в тоже время причастность ко всему, что было в истории. Он, может быть, последний, кого можно назвать театроведом, а не театральным критиком или журналистом». wink

2 drugie-berega  
0
"В сущности, главная особенность Бартошевича-рассказчика - в безоговорочном доверии к аудитории, в которой, полагаю, он различает и очкастых умников, и незатейливых домохозяек. Но всем им доверяет одинаково, убежденный, что утопии Просперо или комплексы Ричарда III всем им одинаково интересны. И он категорически прав, когда не прикидывается на экране искусным актером. Это особый, раритетный тип просветительства, такой же живой и действенный, как силы природы в шекспировских комедиях."

Наталия Каминская
Газета "Культура" №21 (7181) 17- 23 июня 1999г.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]