Главная » Статьи » К истории » Средневековый театр |
К вопросу периодизации
По книге: Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. —
М: Высшее образование, 2005. Стр. 564-565
"В истории средневекового театра четко выделяются два периода: ранний — V—XI вв. и зрелый — XII—XIV вв. Для раннего периода характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами (и потому часто преследуемые церковью), и литургические мистерии (аналогичные византийским). В XII в. практически во всех странах Европы существуют профессиональные актеры, переезжающие с места на место и чаще всего выступающие на площадях городов. Во Франции их называли гистрионами, в Германии — шпильманами, в Польше — франтами, в России — скоморохами и т.п. Постепенно в среде гистрионов происходит «разделение труда»: выделяются комики-буффоны, искусство которых близко к цирковому, и жонглеры, являющиеся рассказчиками, певцами и музыкантами, среди которых в свою очередь выделяются трубадуры — сочинители и исполнители стихов, баллад и поэм. Первым средневековым драматургом принято считать Адама де Ла-Аль (около 1238 — около 1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми. В XIV—XV вв. все более широкое распространение получают театрализованные представления. Это прежде всего фарсы, имеющие чисто светский и сатирический характер, миракли (от латинского — «чудо»), где изображение сатирических бытовых картин перемежалось с чудесным вмешательством святых и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные сюжеты. Но в отличие от литургической драмы миракли и даже мистерии не были уже чисто церковными зрелищами: они показывались не в церквах, и даже не на церковной паперти, а на городской площади — известно, что заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились мистерии под контролем церкви. Известно три основные формы проведения мистерии. Во-первых, мимо зрителей могли проезжать телеги, на которых показывались отдельные эпизоды мистерии. Во-вторых, мистерия могла показываться на специальном кольцевом помосте: здесь действие проходило в разных местах помоста, а также на земле - в центре круга, образованного этим помостом. И в-третьих, на прямоугольном помосте, в этом случае на нем устанавливались декорации в виде беседки, которая изображала нужный объект; если по ее виду нельзя было понять, что это такое, на ней вешалась поясняющая надпись: «рай», «ад», «дворец» и т.п. Во время представлений использовались многочисленные сценические эффекты: проливалось море крови (актер прятал под одеждой бычий пузырь, наполненный кровью, который в нужный момент продырявливали; артиста быстро подменяли куклой, которой отрубали голову, и т.п.). Текст мистерий часто импровизировался, поэтому сохранившиеся тексты не дают подлинного представления о характере спектакля в целом. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены — из-за сильного критического элемента в них." | |
Просмотров: 740 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |