Главная » Статьи » К истории » Средневековый театр

Месса (состав)
По книге: Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление (Х-ХIII вв.).— М.: Искусство, 1989. Стр. 194-195

До IX в. единообразия в дневных службах не было.

Амаларий комментировал мессу по римскому служебнику, всего несколько десятилетий назад принятому за эталон в германо-кельтском ареале. Миграция римских литургических книг за Альпы началась вместе с началом династии Каролипгов. При Карле Мартелле (ок. 688 — 741) там был известен и переписывался Гелазианский сакраментарий.
Пипин Короткий (714 - 708) объявил форменную войну традиционным галликанским обрядам, восходящим к древней литургии Милана. Он запретил их специальным декретом вслед за своей коронацией в Риме (754). В 760 г. Пинин получает от папы римский Антифонарий (собрание песнопений хора), который предполагалось использовать в качестве образца. Реформу отца продолжил и завершил Карл Великий: он поместил в своей дворцовой библиотеке в Ахене присланный ему (ок. 785) папой Адрианом Григорианский сакраментарий и обязал все имперские епархии взять его за эталон. Хотя книга
была дополнена (главным образом усилиями Алкуина) в соответствии с местными обычаями, все же Амаларий имел перед собой так называемую «торжественную мессу», римский богослужебный чин, лишь в незначительной степени затронутый влиянием галликанской практики. Для ориентации приводим состав средневековой мессы.

I. Месса оглашенных: первая часть службы, к которой наряду с членами церкви допускались и «оглашенные», то есть лица, готовящиеся к крещению, но еще не прошедшие через это таинство.
Входная: песнопение хора, сопровождающее процессию духовенства из ризницы к алтарю; исполнение антифональное - перекличка двух полухорий.
Kyrie eleison: хор.
Глория («Слава в вышних богу»), так называемое «великое славословие»: хор.
Коллекта («Сборная молитва»); в древней литургии отмечала момент полного сбора паствы; произносится целебрантом -священником, совершающим литургию.
Послание: отрывок из «Посланий» или «Деяний» апостолов; читается инодиаконом.
Градуале: псалмопение с амвона; исполнение респонсориальное — хор и солист.
Аллилуйя: исполнение респонсориальное; по траурным дням сменяется «трактом», единственным сольным песнопением мессы.
Евангелие: читает диакон.

II. Месса верных: оглашенные из церкви удаляются.
Офферторий: песнопение хора, сопровождавшее всенародное приношение к алтарю хлеба и вина: обычай отмер к началу первого тысячелетия нашей эры.
1. Проскомидия: приготовление даров.
Молитва о принятии даров: псалом XXV; читает целебрант.
Молитва о благоприятствии жертвы: читает целебрант.
«Тайная молитва»: читает целебрант.
2. Освящение даров.
Приступ: хор и целебрант.
Канон: неизменная часть мессы; содержание большинства остальных частей меняется но годовому кругу.
3. Причащение.
«Отче наш».
Коммунио: молитва при причащении целебранта.
Посткоммунио: молитва «но причащении».
4. Отпущение от мессы.
Григорианский богослужебный чин см.: PL, LXXVIII; 36; 90; 115.
Категория: Средневековый театр | Добавил: drugie-berega (12.04.2013)
Просмотров: 620 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]