Главная » Статьи » К истории » Средневековый театр |
Месса (состав)
По книге: Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление (Х-ХIII вв.).— М.: Искусство, 1989. Стр. 194-195 До IX в. единообразия в дневных службах не было. Амаларий комментировал мессу по римскому служебнику, всего несколько десятилетий назад принятому за эталон в германо-кельтском ареале. Миграция римских литургических книг за Альпы началась вместе с началом династии Каролипгов. При Карле Мартелле (ок. 688 — 741) там был известен и переписывался Гелазианский сакраментарий. Пипин Короткий (714 - 708) объявил форменную войну традиционным галликанским обрядам, восходящим к древней литургии Милана. Он запретил их специальным декретом вслед за своей коронацией в Риме (754). В 760 г. Пинин получает от папы римский Антифонарий (собрание песнопений хора), который предполагалось использовать в качестве образца. Реформу отца продолжил и завершил Карл Великий: он поместил в своей дворцовой библиотеке в Ахене присланный ему (ок. 785) папой Адрианом Григорианский сакраментарий и обязал все имперские епархии взять его за эталон. Хотя книга была дополнена (главным образом усилиями Алкуина) в соответствии с местными обычаями, все же Амаларий имел перед собой так называемую «торжественную мессу», римский богослужебный чин, лишь в незначительной степени затронутый влиянием галликанской практики. Для ориентации приводим состав средневековой мессы. I. Месса оглашенных: первая часть службы, к которой наряду с членами церкви допускались и «оглашенные», то есть лица, готовящиеся к крещению, но еще не прошедшие через это таинство. Входная: песнопение хора, сопровождающее процессию духовенства из ризницы к алтарю; исполнение антифональное - перекличка двух полухорий. Kyrie eleison: хор. Глория («Слава в вышних богу»), так называемое «великое славословие»: хор. Коллекта («Сборная молитва»); в древней литургии отмечала момент полного сбора паствы; произносится целебрантом -священником, совершающим литургию. Послание: отрывок из «Посланий» или «Деяний» апостолов; читается инодиаконом. Градуале: псалмопение с амвона; исполнение респонсориальное — хор и солист. Аллилуйя: исполнение респонсориальное; по траурным дням сменяется «трактом», единственным сольным песнопением мессы. Евангелие: читает диакон. II. Месса верных: оглашенные из церкви удаляются. Офферторий: песнопение хора, сопровождавшее всенародное приношение к алтарю хлеба и вина: обычай отмер к началу первого тысячелетия нашей эры. 1. Проскомидия: приготовление даров. Молитва о принятии даров: псалом XXV; читает целебрант. Молитва о благоприятствии жертвы: читает целебрант. «Тайная молитва»: читает целебрант. 2. Освящение даров. Приступ: хор и целебрант. Канон: неизменная часть мессы; содержание большинства остальных частей меняется но годовому кругу. 3. Причащение. «Отче наш». Коммунио: молитва при причащении целебранта. Посткоммунио: молитва «но причащении». 4. Отпущение от мессы. Григорианский богослужебный чин см.: PL, LXXVIII; 36; 90; 115. | |
Просмотров: 985 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |