Главная » Статьи » К истории » Средневековый театр |
Миракль
Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum - чудо) - «ученый» жанр средневековой религиозной драмы. В миракле чудо свершает Богоматерь и/или святые. Истоки сюжетов - чисто литературные (апокрифические евангелия, агиография, сhansоns de gesle, рыцарские романы, историография). Эта драма была теснейшим образом связана с профессиональными и полупрофессиональными корпораuиями. В Англии вплоть до Нового времени ставились миракли в честь святого патрона того или иного ремесленного цеха. Во Франции миракли проиветали вт. н. "пюи" (ст.-фр. pui или риу - «возвышение» - объединениях горожан для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. По образу и подобию этих объединений возникли впоследствии разнообразные "братства" и "сообщества", посвятившие себя исключительно постановке пьес. Первые "пюи" возникли В ХI в. с целью прославления Богоматери: члены корпорации выступали с проповедями и стихами в ее честь. Миракль - это преимущественно "авторская" драма, хотя имена многих сочинителей до нас не дошли. Первые миракли на народном языке появились в XIII в. - это "Игра о св. Николае" Жана Боделя и «Миракль о Теофиле» Рютбёфа. Бодель назвал свою пьесу латинским словом "ludus" (фр. jeu) и посвятил ее деяниям чрезвычайно популярного в средние века святого. Возможно, она была написана по заказу к празднuку: Николай считался покровителем молодежи, а торжества в его честь происходили 6 декабря - именно с этого дня начинался месячник самых буйных увеселений года. Этот миракль предвосхищает масштабность, свойственную более позднему этапу развития средневековой драмы: действие происходит во многих местах (королевский дворец, поле битвы, лагерь язычников, лагерь христиан, таверна, дорога, тюрьма, царства четырех эмиров), на сцене появляются самые разнообразные персонажи (ангел, святой, король, четыре эмира, две армии, кабатчик со своим слугой, воришки и палач). Характерно также обилие неканонических сцен (линия рьщарей-крестоносuев и линия мошенников, замысливших обокрасть короля) и изображение грешной стихии комическими средствами (основные комические персонажи - все те же воришки и языческий идол Терваган, изънснявшийся на тарабарском языке). Рютбёф избрал для своего миракля не менее известный сюжет: на протяжении всей истории христианстна фигура дьякона, заключившего договор с Сатаной и спасенного Девой Марией, привлекала внимание поэтов, скульпторов, художников. Сцены пьесы напоминают драматизированный комментарий к витражам и барельефам соборон: отчаяние Теофиля, Теофиль и дьявол, Теофиль и епископ, Теофиль у алтаря Девы Марии, покаянuе Теофиля. Следует отметить чуть ли не первое появление на сцене Сатаны, который впоследствии станет непременным участником мистериальных представлений. ХIV в. - период как расцвета, так и заката мираклей как драматического жанра. До нашего времени дошло несколько итальянских образцов ("Представление о Стелле", "Представление о св. Уливе" ), а также сборник из сорока пьес, получивший название «Миракли Нотр-Дам». Все они построены по одной схеме: преступление (реже несчастье) - мольба о прощении или помощи - чудодейственное вмешательство Богоматери, которую всегда сопровождают ангелы, а порой сам Христос (в нескольких пьесах на землю спускается Бог-Отец). Время действия обнимает почти всю известную авторам историю человечества: от рождения Иисуса Христа до современной им эпохи. Столь же масштабными предстают географические граниuы: от Шотландии и Испании до стран Востока. Некоторые персонажи носят исторические имена (Константин, Юлиан, Иоанн Златоуст, Хлодвиг, Пипин), остальные являются вымышленными, но все без исключения изображаются в реалиях и понятиях XIV в. На сцене представлены небеса, земля и ад (иногда вместе с чистилишем). Черти вмешиваются в жизнь людей, толкая их на дурные поступки, но не меньшую активность проявляют силы небесные - на сцене идет постоянная борьба за душу человека. В одной из пьес дьявол, жалуясь на самоуправство Марии, взывает о справедливости и выступает истцом на суде под председательством Бога Отца (образцом для этого миракля, вероятно, послужила поэма безымянного нормандского поэта, который, в свою очередь, вдохновился латинским трактатом, где по всем правилам юриспруденции описывалась тяжба Марии и Сатаны). Сборник представляет собой репертуар «пюи» одного из французских городов, идентификация которого остается спорной (Санлис, Руан или, согласно последней по времени версии, Париж). Не подлежит сомнению, что во многих корпорациях существовали подобные же списки. Отработанные в мираклях сюжеты стали составной частью мистерии (в Англии последняя сохранила прежнее название - miracle-play). Е.Д. Мурашкинцева, Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича, с.149-150 | |
Просмотров: 5429
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |